pcg
  UA   |   EN home mail map  

 

http://www.frankpucelik.com.ua/images/image/facebook.png

   
 
 
 
РОБЕРТ Ф. ПЬЮСЕЛIК  
РОЗКЛАД  
ПОСЛУГИ  
СОЦІАЛЬНІ ПРОЕКТИ  
КЛІЄНТИ І ПАРТНЕРИ  
DVD І КНИГИ  
СЕРТИФІКАЦІЯ  



Я счастлив, что не занимаюсь маркетингом в России

В начале сентября наш город посетил бизнес-тренер с поистине мировым именем, входящий в топ-100 бизнес-тренеров США – Фрэнк Пьюселик. Фрэнк провел несколько семинаров для бизнесменов Приморья и дал эксклюзивное интервью нашему порталу. Мы обсудили с Фрэнком особенности российского и местного бизнеса, бизнес-образования и причины пропасти между маркетингом в США и России.

PM  —  Вы впервые в нашем городе, но наверняка знаете, что Владивосток – это своеобразный анклав внутри страны и даже московский бизнес, часто ломает зубы, приходя сюда. Насколько преподаваемые Вами принципы универсальны и подходят для такого специфического региона?

   —  Во Владивостоке я впервые, но работаю в России уже 20 лет. Я всегда привожу такой пример: «футбол есть футбол». Если вы собираетесь играть в эту игру, то вы обязаны знать его правила. В любой команде есть свои нюансы, но, тем не менее, игра продолжает называться «футбол». В любой игре главное – это базовые навыки и умение работать вместе, и только после этого нюансы приобретают значение. Я считаю, что сложности в российском бизнесе как раз в том, что у большинства бизнесменов нет основополагающих навыков. Сегодняшняя ситуация в России – это игра в футбольной лиге, где ни у одной из команд нет основополагающих навыков. Поэтому здесь на нюансах строится игра. Но некоторые из игроков все-таки начинают изучать базовые правила игры и начинают доминировать. Компании, которые обладают базовыми, основополагающими навыками будут стирать всех остальных с лица земли. Это будет игра бразильской национальной сборной против команды средней школы из глубинки.

PM  —   Логично, что в лидерах должны оказываться иностранные компании, хорошо знающие эти правила.

   —  Это странно, но, по моим наблюдениям, не иностранные компании начинают доминировать, а первоклассные местные. Иностранцы нанимают местных руководителей и не понимают, куда их нужно направлять и как развивать бизнес. Иностранный руководитель зачастую это курица с отрубленной головой, которая носится и пытается понять, что же происходит. Все модные современные бизнес-процессы на этом рынке по большому счету еще не имеют смысла, потому что для них нет фундамента. Зарубежным компаниям этого не понять - у них фундамент был создан минимум 50 лет назад. Это попытка построить пятнадцатый этаж дома, у которого нет нормальной опоры. В этом и беда, что иностранцы рассказывают тонкости строительства пятнадцатого этажа, а русские не понимают: «К чему это? Мы ведь ещё только роем котлован».

PM  —   То есть нюансы, которые мы считаем определяющими, по большому счету не должны иметь особой роли?

   —  Региональные нюансы будут важны. Сейчас это вообще все, что есть, потом они на какое-то время вообще исчезнут, их не будет 10-15, может быть 20 лет. Но потом они вернутся - после того, как все будут знать, как играть. По моему мнению, самые умные бизнесмены в России – это те, кто тратит время и ресурсы на то, чтобы как следует выучить правила игры. Вот пример, в Киеве одна рекламная компания отправила своих лучших ребят на стажировку во Францию, Англию и США работать на рядовых позициях. А на это время наняла опытного иностранца. Он изменял их бизнес, как считал нужным. Прошедшие стажировку сотрудники вернулись через два года и еще год работали под началом иностранного руководителя, а затем заняли соответствующие руководящие позиции. Сегодня эта компания доминирует на рынке. Но все это время они вкладывали деньги и тратили время. В результате они вышли на международный уровень стандартов. Но сейчас они становятся все более и более украинскими, учитывают нюансы, которые, будучи положенными на хорошую основу, стали их конкурентным преимуществом.

PM  —   Многие бизнесмены оправдывают свое незнание основ тем, что сегодня российский рынок находится в переходном состоянии. Это действительно имеет такое значение?

   —  Мы знаем, что находимся в процессе переходного рынка. Но мне кажется, что некоторые русские бизнесмены тыкают пальцем в переходный рынок и говорят: «Это же рынок переходный, а не мы». Но это не правильно. Это Я в процессе перехода, потому что Я и есть РЫНОК. Те компании, которые успешно работают, прежде всего, сами стали меняться, развиваться, и поэтому стали лидерами. Они действуют по принципу не «я реагирую на то, что происходит на рынке», а «я и есть рынок». Создают то будущее, которое им подходит.

PM  —   Хорошо, но если мы можем объяснить образовавшуюся пропасть в экономическом развитии, тем, что пока остальной мир, начиная с Адама Смита, строил капитализм, мы выстраивали совершенно иное общество, упустив в развитии пару веков, то маркетинг – наука более молодая. Многие «отцы маркетинга» до сих пор живы, но тем не менее разрыв между уровнем США и Россией огромен. Чем это можно объяснить?

   —  Я думаю, что дело в информации и в навыках работы с ней. Маркетинг, по сути – это соревнование на информационном поле. Любое маркетинговое решение в основе своей полагается на качество полученной информации. Конкурентный рынок профессионально работает с информацией уже много лет. Там информация принципиально открыта, доступна тому, кому она нужна. Здесь информация либо недоступна, либо недостоверна. Если информации нет, то ее нужно, либо найти, либо придумать. Официальная статистика в России – это полностью надуманные цифры. А как можно принять решение по размещению рекламы, если у вас даже нет никакой демографической статистики?

Фактически нужно создавать информацию самостоятельно. А необходимые для этого навыки, есть у очень небольшого количества людей. Во всех остальных случаях происходит две вещи: либо маркетологи полагаются на собственное мнение (я называю это «личный маркетинговый анализ»), либо применяют понятие «бизнес-интуиция». Это такое небесное озарение… «Я просто знаю, что все получится, я чувствую».

А любовь русского бизнесмена прогнозировать спрос «по себе», исходя из того, что купил бы он сам, просто сводит с ума. Конечно, если вы собираетесь торговать в городе клонов самих себя, то ваша затея обречена на успех, но это же нереально.

«На основе чего были сделаны эти выводы? Сколько интервью проведено?» – эти вопросы обычно остаются без ответа. Иногда мне предоставляют цифры, но я смотрю и спрашиваю: «Минуточку! Это случайно не исследование для такого-то известного американского бренда, Чикаго, 1992 год?». Они отводят глаза и говорят: «Нет! Нет, Фрэнк, ты не понимаешь!». (смеется).

PM  —   Фрэнк, какой выход Вы видите из этой ситуации?


   —  В России одной из особенностей культуры является то, что точная информация является опасной. Информация в избытке есть только у одной организации в этой стране, и они не собираются ей делиться (смеется). Поэтому придется создавать собственные источники информации. По моему мнению, одна из вещей, которые нужно сделать здесь на рынке, это вернуться к основам маркетинговых знаний, вспоминать и понимать, как создавать и искать точную информацию.

Иногда мне бывает грустно, потому что русские смотрят на меня и спрашивают, зачем мне знать, сколько мужчин по отношению к женщинам зашло в магазин только что? Зачем мне знать в какое время мой магазин посещают преимущественно мужчины, а в какое – женщины? Я говорю – неужели вы считаете, что и женщин, и мужчин можно стимулировать одинаково? И они отвечают: «Вау, Фрэнк, а это мысль!».

Я счастлив, что не занимаюсь маркетингом в России, потому что пока он действует по методике «пальцем в небо». Я вырос в культуре, в которой информация возведена в культ. И её отсутствие здесь просто сводит меня с ума. Для рынка, для бизнеса это разрушительно.

PM  —   Возвращаясь к образованию - вы правильно сказали, что у нас бизнес абстрагируется от рынка полностью. И когда бизнесмен идет учиться, то он думает, что ему предоставят правильную картину мира, схему действий «делай так», но на самом деле изменять мир нужно начать с самого себя. Как начать обучаться человеку?


   —  Я не знаю, как можно оценить состояние информационного и образовательного банка в России, на русском языке. Я бы сказал, что можно поступить следующим образом – получить образование на мировом уровне и затем постараться переложить его на эту основу. Ценных идей и принципов достаточно много. Самым важным является готовность образовывать себя. В большинстве случаев, личное образование бывает более важным, чем диплом МГУ или какой-нибудь бизнес-школы. В последнее время вышло большое количество книг, написанных успешными людьми, которые описывают свои достижения в бизнесе. Но учтите, что их стратегии, скорее всего, здесь не применимы, а вот то, как они думают, как задают вопросы, какими шагами шли к выполнению своего плана – это то, что вам нужно.

Кроме того, существуют международные бизнес-ассоциации, гигантские организации, обладающие огромным весом. Иностранный бизнесмен даже представить себе не может, что он не будет принадлежать к такой организации. Кстати, московское отделение Американской торговой палаты является самым сильным в мире, в этом отделении больше крупных компаний, чем в любом другом отделении в любом городе мира. Возможность принадлежать к ней дает вам контакты с Майкрософт, Циско Системс и другими крупнейшими компаниями. Общение с ними - это лучший университет, в котором «преподают» успешные бизнесмены. Там вы и получаете свое образование.

Или «Клуб Львов» – международная организация, в которую входят бизнесмены. Цель этой организации – наладить международные связи между компаниями. Как бизнесмен в России может не принадлежать к подобному клубу, я не понимаю. Тем более, что это бесплатно. Цель таких организаций – создавать рынок и создавать информацию.

PM  —   Большое отличие России от США в том, что люди не относятся к своему бизнесу основательно. Предприниматели в принципе не готовы прирастать к своему бизнесу, создают его и находятся в готовности всё продать и уехать. Видите ли вы перспективу ухода от такого отношения к бизнесу?

   —  Когда происходят очень быстрые изменения, всегда есть определенный уровень хаоса - лес рубят, а щепки летят. Есть люди, которые этим пользуются – берут деньги и сбегают. Но чем больше людей будут знать новые правила, тем меньше старые привычки будут приносить результат. Вспомните, что было 15 лет назад, что назвалось бизнесом тогда. И это длилось не 10-15 лет, а 1-3 года. Я помню те времена, помню, что компании начинали бизнес, заходили на 2-3 года, срывали деньги, закрывали компанию и либо открывали другую, либо хватали деньги и сбегали. Поэтому средний срок жизни бизнеса в 10-15 лет, я думаю, можно считать положительной тенденцией. Сегодня все меньше возможностей пользоваться преимуществом за счет кого-то. Остаются те люди, которым нужно работать, которые не выносят этого хаоса.

В России невероятная рабочая сила и то, что сейчас они перепрыгивают из компании в компанию – это хорошо. По моему мнению, люди, которые так делают, просто ищут свой дом. И они знают, что компании, в которых они работают сейчас, таким домом не являются. Приятно, что таких «домов» появляется все больше и больше. Все, чего хотят эти люди - стабильность, безопасность, чувство собственной ценности, люди хотят работать в компании, которая даст им почувствовать собственную значимость. Компании, которые это делают, удерживают лучших людей и становятся успешными.

PM  —  Не у всех хватает сил, желания, да и времени, чтоб поднять компанию на такой уровень…

   —  Знаете, в 1993 году я работал с одной маркетинговой компанией в Одессе. Шесть друзей сняли комнату в подвале, где висела одна лампочка, стены и пол не имели никакой отделки – голый цемент. У них было три компьютера на шестерых, и они работали. Они не могли себе позволить оплатить мой гонорар. Но один из ребят, который был на паре моих семинаров, спросил смогу ли я зайти и посоветовать им что-нибудь. Они были в Одессе, там, где я живу и я приехал к ним в офис. На тот момент у них не хватило стульев, чтобы все семь человек присели, и при свете одной лампочки я немного описал их организацию, помог им кое-что понять. Я несколько лет о них ничего не слышал, и через семь-восемь лет раздался звонок. Оказывается, одному из клиентов их маркетинговой компании понадобился консультант, и они посоветовали меня! «Ну да, мы немножко подросли, нас уже 35 человек. Мы поменяли нашу лампочку на шнуре на настоящую лампу, и мы уже не в подвале» - вот, что они сообщили мне спустя 7 лет. Они сами образовывали себя, целыми днями думая, как делать маркетинг в Украине. Это замечательное ощущение, именно поэтому я здесь… чтобы отвечать на подобные звонки спустя 7 лет.

29 сентября 2010г.

Источник >>>

Назад к списку публикаций>>>

 
???????? ???????? Наступні тренінги
ви повинні бути присутніми
дізнатися більше
Copyright 2011
Pucelik Consulting Group
Pucelik Consulting Group
Pucelik Consulting Group

СПІВРОБІТНИКИ ПРО КОМПАНІЮ РОЗКЛАД ВІДЕО ФОТО ПУБЛІКАЦІЇ КОНТАКТИ